«Выкиньте медали в мусорку!»: Карпин, Слуцкий, Радимов, Мусаев, Хохлов — о проблемах детского футбола

«Выкиньте медали в мусорку»: 6 проблем детско-юношеского футбола в России

Подписывайтесь на наш Telegram-канал!

В рамках этой статьи мы сконцентрируемся на пяти основных проблемах, с которыми сталкивается детско-юношеский футбол в России: от недостаточного финансирования до социальных и психологических аспектов. Своим мнением поделились лучшие футбольные тренеры с опытом в европейских чемпионатах. 

Проблема 1 — проблема детских тренеров

Валерий Карпин
Валерий Карпин
Главный тренер ФК «Ростов» и сборной России
Можно иметь поля, мячи, экипировку, всё что угодно, но если в школах не будет нормальных тренеров, то хорошие футболисты не вырастут. Поэтому надо начинать с детских тренеров. Создавать им условия, платить хорошие зарплаты, чтобы они не думали, где бы еще заработать денег и прокормить семью. 

Проблема 2 — слабо развитая инфраструктура

Леонид Слуцкий
Леонид Слуцкий
Бывший главный тренер сборной России, ЦСКА, английского «Халла» и голландского «Витесса»
Когда мне задают вопрос о текущем положении российского футбола, я обычно отвечаю, приводя в пример свой опыт работы в голландском клубе «Витесс». В Арнеме, городе с численностью населения всего в 100 тысяч человек, на отбор в команду возраста 9 лет приходят 500 детей. По сути, почти каждый юный житель Арнема пробует свои силы в футболе. В то же время, в Волгограде, где численность населения превышает миллион человек, столько же детей приходит во все возрастные группы в совокупности.

В Исландии у каждого жителя есть возможность добраться пешком до полноразмерного спортивного манежа, тогда как у нас дети вынуждены тренироваться по полгода в зале. Проблемы с инфраструктурой, отсутствие необходимых условий и квалифицированных тренеров — вот основные препятствия для развития футбола в нашей стране.
Фото: академия ФК «Краснодар»

Читайте также: Что такое ЮФЛ, на чьи деньги живет и как туда попасть.

Проблема 3 — игра на результат

Дмитрий Хохлов
Дмитрий Хохлов
Главный тренер ФК «Сочи». Экс-футболист голландского ПСВ и испанского «Реала Сосьедада»
Наверное, нам тренеры давали больше свободы. Не было закрепощенности, погони за результатом и меньше тактических установок. Сейчас с малых лет детей начинают обучать тактике, забывая про индивидуальные качества. Мне испанцы говорили: «Ваша проблема в том, что вы воспитываете команды, а мы воспитываем индивидуально сильных игроков. Команды, которые заканчивают свой путь в футбольной школе, распадаются, и единицы оттуда могут закрепиться в большом футболе. Вот и вашим игрокам тяжелее перестраиваться». Я думаю, что они в чём-то правы.
Мурад Мусаев
Мурад Мусаев
Бывший главный тренер ФК «Краснодар»
Иногда приезжаешь на чемпионат России и команда выходит с тобой играть на 0:0: просто встают на своей половине, на угловой ходят по три человека, если они когда-то его заработают. И ты сам себе задаёшь вопрос: «Какой в этом смысл, если твои дети не пытаются играть в футбол?». Понятно, что у кого-то команда сильнее, у кого-то слабее, но всё равно нужно пытаться играть. Если не будет привязки к результату, уверен, что будет больше талантливых пацанов.
Игорь Дрыков
Игорь Дрыков
Детский тренер академии ФК «Ринус»
Я всегда говорю детям, что медали — это пыль, выкиньте их в мусорку. После турнира разговаривал с парнем 2012-года, спрашиваю: «Что тебе дал этот турнир, кроме медали и кубка? Контракт с Найком или Адидасом? Кто-то тебя из академии на карандаш взял?». Нет, ничего не дал.

Тогда вместо того, чтобы играть в «бей-беги» и получить медаль, лучше занять 15-е место, но научиться:

1. Показывать пас и заходить в середину
2. Играть в стенку с крайним и правильно открываться
3. 150 раз побывать под давлением на своей позиции и пытаться выходить через пас. 

Наша задача, во-первых, убрать у детей счет из головы. Во-вторых, исправить их ошибки. Будешь исправлять ошибки — будешь выигрывать.
Фото: академия ФК «Зенит»

Проблема 4 — дети не играют в футбол во дворе

Владислав Радимов
Владислав Радимов
Главный тренер команды «Чисто Питер»
Самая большая проблема — это дворовый футбол. Раньше коробки не пустовали ни зимой, ни летом — дети постоянно гоняли мяч. Сейчас дети играют в гаджеты. Это большая беда. Одних тренировок в академии очень мало, чтобы прогрессировать. 

Когда я был ребёнком, я вставал в 07:00, шёл гулять с собакой, час тратил на дорогу до академии «Зенита». Два урока, тренировка, еще уроки, потом снова тренировка. Возвращался домой в 19:00, быстро делал уроки, ел, брал собаку и шёл гулять. И на улице до 10-11 вечера играл в футбол или в хоккей зимой. Считайте: 3 часа тренировок в академии плюс 3-4 часа я играл в футбол самостоятельно. 

Проблема 5 — родители мешают детям развиваться

Мурад Мусаев
Мурад Мусаев
Бывший главный тренер ФК «Краснодар»
Родительская поддержка может работать как во благо, так и во вред. Иногда родители стремятся исполнить свои нереализованные мечты через своих детей, что выражается в криках и упреках в их адрес. В академии «Краснодара» есть правило, согласно которому родители не должны вмешиваться в процесс тренировок, оставляя детей под полным надзором тренера. Это создает благоприятную обстановку для тренировки и развития игроков.

— Какая из озвученных проблем детского футбола в России, по вашему мнению, является самой важной?

— Имеете ли вы личный опыт, связанный с детским футболом, которым бы хотели поделиться, и какие уроки вы из этого извлекли?

— Какие еще проблемы детско-юношеского футбола вы выделите?

Оставляйте свои комментарии.

Рейтинг
( 8 оценок, среднее 4.5 из 5 )
Роман Новиков/ автор статьи

Создатель и главный редактор сайта box-to-box.ru. Профессионально занимался футболом до 17 лет. Сейчас играю на любительском уровне.

Загрузка ...
Box-to-box