Как выбрать футбольную школу: 6 критериев, которые родители часто упускают

Как выбрать футбольную школу для ребенка

Отдать ребенка в футбольную школу несложно. Сложнее — найти секцию, где с ним действительно будут работать. Где тренируют не просто бывшие футболисты, а педагоги с профильным образованием. Где каждое занятие — это шаг вперед, а не хаотичная беготня с мячом под равнодушный взгляд тренера, говорящего по телефону.

Как выбрать футбольную школу, в которую ребенок будет бежать после уроков? Разбираемся вместе с Дмитрием Могузовым, главным тренером школы футбола для детей в Москве — «Давекс». 

1. Главное — тренер, а не эмблема

Некоторые родители отдают ребенка в первую попавшуюся секцию из интернета. Другие выбирают школу по любимому клубу: например, болеют за «Спартак» — и сразу ведут сына в академию имени Ф.Ф. Черенкова, просто потому что «это Спартак».

Но мало кто задумывается, подойдет ли эта школа именно его ребенку: насколько комфортно ему будет на тренировках и кто конкретно будет с ним работать. А ведь это — ключевые факторы, от которых зависит, полюбит ли он футбол или потеряет к нему интерес. 

Дмитрий Могузов
Дмитрий Могузов
Главный тренер футбольной школы «Давекс» в Москве
Задать вопрос
Если юному футболисту от 4 до 12 лет, я бы советовал смотреть не на название клуба, а в первую очередь — на самого тренера. Насколько он профессионален, эмоционально устойчив, открыт. В раннем возрасте самое важное — привить любовь к игре, научить получать удовольствие от процесса. Это и будет фундаментом для всего остального.

Если ребенок действительно талантлив, академии вроде «Спартака», ЦСКА или «Динамо» его обязательно заметят — ближе к 12-14 годам. 

Важно понимать: сегодня появилось много коммерческих секций под названиями «Спартак Юниор», «ЦСКА», «Динамо». Они лишь формально связаны с клубами, а тренерский состав там может быть самым разным: нередко без лицензий и педагогического образования.

2. Лучше заниматься рядом с домом

Важно, чтобы путь до тренировки не отнимал у ребенка все силы. Поездки через полгорода после школы утомляют и снижают мотивацию. Иногда именно неудобная логистика становится причиной того, что ребенок бросает футбол, хотя сам спорт ему нравится. 

Дмитрий Могузов
Дмитрий Могузов
Главный тренер футбольной школы «Давекс» в Москве
Задать вопрос
На первом этапе важно создать для ребенка максимально комфортные условия. Поэтому я рекомендую по возможности выбирать школу рядом с домом. Это не только экономит время родителей, но и помогает ребенку легче адаптироваться — особенно если он еще маленький.

Если дорога до тренировки превращается в квест с несколькими пересадками или долгой дорогой на машине, то интерес к футболу может быстро угаснуть. Важно, чтобы ребенок приходил на занятия с хорошим настроением и оставался в ресурсе — тогда будет и прогресс, и желание заниматься дальше.

3. Атмосфера без давления и криков

Если после тренировки ребенок выходит угрюмым, не хочет разговаривать или выглядит подавленным — это повод задуматься. Возможно, дело не в усталости, а в том, как именно с ним работали на занятии. Важно понимать: тренировки должны быть не только эффективными, но и эмоционально комфортными.

Тренировки в ФШ Давекс Москва
Тренировки в ФШ «Давекс» Москва

Ребенок не обязан сразу все уметь. Но он должен чувствовать, что имеет право на ошибку, что рядом — тренер и партнеры, которые поддержат, а не закричат или унизят. Психологическая безопасность на занятиях играет не меньшую роль, чем грамотная методика. Именно в такой атмосфере ребенок развивается быстрее и увереннее.

Дмитрий Могузов
Дмитрий Могузов
Главный тренер футбольной школы «Давекс» в Москве
Задать вопрос
Мы регулярно сталкиваемся с детьми, которые приходят из других секций с внутренним зажимом — они боятся ошибиться, боятся сказать, что чего-то не поняли. Это результат постоянного давления — и, к сожалению, не только со стороны тренеров, но и родителей.

В нашей практике мы наоборот учим детей не бояться ошибок: любая ошибка — это часть обучения. Ребенок в праве пробовать, рисковать, искать решения. Только в атмосфере поддержки и уважения дети начинают раскрываться по-настоящему. И тогда прогресс идет гораздо быстрее.

Например, недавно к нам пришел мальчик из другой школы — талантливый, но замкнутый. Он почти не разговаривал на тренировке и избегал игрового взаимодействия. Выяснилось, что в предыдущей секции его постоянно ругали за ошибки. Понадобилось несколько недель, чтобы он начал улыбаться и брать игру на себя.

4. Программа: есть ли система, а не просто «поделились и поиграли»

Юный футболист должен развиваться всесторонне: осваивать технику, укреплять физическую подготовку, работать с мячом, развивать мышление и психологическую устойчивость. 

Дмитрий Могузов
Дмитрий Могузов
Главный тренер футбольной школы «Давекс» в Москве
Задать вопрос
В школе должна быть определенная программа, чтобы тренировки не были набором случайных упражнений. Все должно быть частью системы. Если ребенок занимается полгода — родитель должен видеть, чему он научился, в чем стал увереннее. 

Важно, чтобы тренер действительно учил: показывал, объяснял, демонстрировал. Например, если ребенок неправильно бьет по мячу — не стоит просто кричать: «Бей точнее!». Лучше подойти, показать, как работает стопа, как располагается корпус, как выполняется замах, как фиксируется голеностоп. Тогда ребенок поймет механику удара и начнет быть сильнее и точнее. Иначе футболист будет повторять одни и те же ошибки.

Каждые полгода мы проводим тестирования наших футболистов с помощью современного оборудования. Это помогает скорректировать тренировочный процесс и увидеть, в чем нужно добавлять каждому футболисту.  

5. Поддержка: общение с родителями и вовлеченность

Футбольная школа — это часть его повседневной жизни ребенка, и важно, чтобы родители были в курсе, как он чувствует себя на тренировках, с кем общается, как прогрессирует. Хороший тренер не отстраняется, а, наоборот, выстраивает контакт с семьей: делится наблюдениями, обсуждает трудности, помогает разобраться в причинах — будь то усталость, потеря мотивации или проблемы в общении с партнерами.

Дмитрий Могузов
Дмитрий Могузов
Главный тренер футбольной школы «Давекс» в Москве
Задать вопрос
Мы всегда открыты для общения. Родители могут спокойно подойти после тренировки и обсудить любой вопрос: как ребенок прогрессирует, что у него получается, над чем нужно поработать. Иногда речь идет не только о футболе — бывает, что ребенок стал менее активным, замкнутым, избегает общения. Такие сигналы мы тоже отслеживаем.

Без доверия между тренером и родителями нельзя выстроить правильную работу. Когда мы действуем вместе, ребёнок получает стабильную поддержку — и тогда у него есть все шансы раскрыться.

6. Возможности для развития: турниры, соревнования, игровой опыт

Регулярные тренировки — это база. Но если ребенок не играет в матчах, не чувствует напряжения игры и не получает обратной связи через результат — мотивация постепенно снижается. Участие в турнирах, товарищеских встречах и чемпионатах дает не только азарт, но и понимание: ради чего он трудится на тренировках.

Игровой опыт позволяет увидеть сильные и слабые стороны, развивает стрессоустойчивость и учит работать в команде. Это неотъемлемая часть футбольного роста.

Дмитрий Могузов
Дмитрий Могузов
Главный тренер футбольной школы «Давекс» в Москве
Задать вопрос
Матчи — это то, ради чего ребенок идет на футбол. Даже если он не мечтает о профессиональной карьере, он должен чувствовать азарт, переживать за результат, учиться бороться до конца. Победы дают уверенность, поражения — опыт. Все это закаляет характер. А без матчей тренировки рано или поздно теряют смысл: ребенок не видит цели и теряет интерес.

Наша команда круглый год выступает в московских чемпионатах. Невооруженным взглядом видно, как ребята прибавляют с каждым турниром — становятся сплоченнее и сильнее не только в футбольных навыках, но и в психологии. 

Футбольных школ в Москве — десятки. Но не каждая из них станет для ребенка местом, где хочется расти, пробовать, ошибаться и становиться лучше. Правильный выбор — это не про громкий бренд или модную экипировку. Это про тренеров, подход, атмосферу и возможность играть.

Совет: придите на пробное занятие в интересующую вас школу. Посмотрите, как тренер общается с детьми, как построено занятие, какие эмоции у детей после. Спросите про программу, турниры, пообщайтесь с родителями. Эти простые наблюдения скажут гораздо больше, чем любое красивое описание на сайте.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Роман Новиков/ автор статьи

Создатель и главный редактор сайта box-to-box.ru. Профессионально занимался футболом до 17 лет. Сейчас играю на любительском уровне.

Загрузка ...
Box-to-box